Fox

Бессмертный полк завода "Салют"

Незадолго до празднования Дня Победы я побывал в историко-военном музее ОАО "Салют". Сотни подлинных экспонатов и фотографий расположены в 4х залах на 250 квадратных метрах. Историю создания музея и самого предприятия рассказывал директор музея Петр Леонтьевич Моисеенко. Большинство экспонатов музея так или иначе связаны с военной тематикой. Тем более, что практически все предприятие в годы войны работало исключительно для нужд фронта. Для справки скажу, что лишь в 1975 году, через 30 лет после войны, на предприятии работало наивысшее количество ветеранов – 480 человек. Сегодня их всего 20.

На первом фото Петр Моисеенко подробно рассказывает о том, как делалась бронезащита для самолетов серии ИЛ и других серий, некоторые из которых в период войны были засекречены. Даже ИЛ-10, который был создан путем глубокой модернизации в 1944 году, официально назывался ИЛ-2, чтобы ввести врага в заблуждение.





2. Проходная завода "Салют".


3. В первом зале музея расположены стенды, рассказывающие об истории не столько завода, сколько об истории этой части Самары.


4. Оборонительный рубеж.


5.


6. Крутые Ключи того времени насчитывали 6 дворов. Интересно, сколько дворов в нынешнем "хуторе"?..


7. Карта совхоза-миллионника с символическим названием "Волжская коммуна".


8. Под стандами расположена незамысловатая утварь того времени.


9. Топор, видимо, новый, а вот про шлем я, к сожалению, ничего не узнал.


10. Ну, а теперь о самом предприятии. Вернее о том, как спустя полгода с начала Великой Отечественной Войны, коллектив завода стал работать на оборону.


11. В центре второго зала находится макет самолета ИЛ-2, для которого первоначально и разрабатывалась вся бронезащита.


Отсюда
В тяжелейший для страны 1941 г. с 25 декабря на Куйбышевском механическом заводе (ныне ОАО «Салют») началось производство бронекорпусов для знаменитого самолета ИЛ-2 и бронезащиты для других типов самолетов. В период с 1941 по 1945 гг., находясь в стадии становления и развития, завод выпустил около 20 тыс. бронекорпусов штурмовика ИЛ-2 и необходимое количество бронезащиты для других самолетов ВВС и ВМФ СССР. Несмотря на тяжелейшие условия труда, холод, голод, завод ни разу не сорвал сроки отгрузки бронезащиты. На заводе была разработана и внедрена единственная в мире технология бронезащиты корпусов самолетов, обеспечивающая сохранение аэродинамических свойств. За это «Салют» был награжден орденом Красной Звезды. Почему же выпуск бронекорпусов был так важен? Без бронекорпуса ИЛ-2 не был бы столь неуязвимым и надежным, что подтверждали даже противники. Немецкие асы неоднократно признавали, что огненные трассы отскакивали в виде дождя искр от супербронированного ИЛ-2.
По окончании Великой Отечественной войны завод переключился на мирную продукцию и стал выпускать узлы оборудования для шахт по заказу Минугольпрома. Позднее, с 1948 г., завод изготавливал маслозаправщики и топливозаправщики на шасси автомобилей, далее — картофелеуборочные комбайны ККР-2, узлы свеклоуборочного комбайна СКЕМ-3, подборщики, копнители, шатуны к трактору «Беларусь», широкозахватные дождевальные машины «Волжанка», другие сельхозмашины и запчасти к ним, а также корпуса двигателей твердого топлива для парашютно-десантной и градобойной систем.

12.


13.


14. Даже лампы освещения в музее выдержаны в особом стиле.


15. Справа одна из плит брони фонаря кабины самолета. Рядом корпуса реактивных снарядов, которые выпускали по самолетам с земли.


16.


17. Здесь практически все летающие машины, для которых на заводе делалась броня.


18.


19. Здесь же висит эпическое полотно художника Юрия Филиппова.


20.


21. Про назначение некоторых агрегатов, например, таких, как этот, я забывал спросить.


22.


23. Здесь под стеклом хранятся подлинные осколки снарядов, гильзы и остатки фонаря кабины пилота.


24. Довольно весомая часть экспозиций музея посвящена тем, кто работал на предприятии. Да, они не были на фронте, но фронт был все время с ними - в цехах у станков.


25.


26.


27. Вот он, настоящий тысячник! Это вам не какой-нибудь там Варламов или Лебедев...


28.


29.


30. Малая часть из того, что выпускалось в то время на заводе.


31. Эта струбцина и плашки также произведены на "Салюте".


32. А это насадки, при помощи которых клепали корпуса самолетов. Только представьте, сколько может быть заклепок на корпусе ИЛа И сколько необходимо произвести ударов, что закрепить одну из них и при этом не испортить.


33.


34. На снимке Михаил Миникаев. О том, кто эта, без преувеличения, легендарная личность, мне рассказал Петр Леонтьевич.


"Михаил Миникаев совершил подвиг Гастелло, учеником которого он был, ровно через два дня, протаранив ту же колонну. Командир полка лично пишет жене Миникаева письмо, в котором говорит, что видел, как его самолет загорелся и как он погиб, протаранив колонну. Но случилась редкая, уникальная вещь. У нас было совершено более 500 таранов за всю войну. Любой таран – это смерть. Миникаев остался жив. Ввиду того, что их полки были отодвинуты от линии фронта, самолеты стояли за Киевом. И чтобы бомбить ту колонну, которая шла через нашу границу, не хватало бензина. В самолеты ставились дополнительные баки с горючим, которые находились под летчиком вместо сиденья. Когда оставалось 20 метров до столкновения с колонной, уже горящий самолет взорвался и Миникаев вместе с фонарем кабины был отброшен на 300 метров в болота. Немцы и не предполагали там его искать. В 2-х километрах от этого места стоял белорус, который видел, как что-то улетело в болта. Он предположил, что это летчик и решил найти его и похоронить. Однако летчик был все еще жив, хотя и находился без сознания. Белорус его выходил, а потом, когда немцы начали прочесывать лес и болота, решил вывести его на партизан вместе с другой группой. Однако группа была захвачена в плен. И сам Миникаев был в плену, а свою награду получил только через 25 лет. Но уже не звезду Героя, а медаль За отвагу".

35. Еще один стенд посвящен тем жителям Куйбышева, которые ушли на фронт. Многие не вернулись, а некоторые пропали без вести и Петр Моисеенко потратил годы на то, чтобы отыскать сведения об участниках войны. На поиск тех, кто погиб, ушло 15 лет. Моисеенко писал письма во все крупные города СССР. Имея на руках призывные свидетельства обошел военкоматы. В те времена это были Кировский и Молотовский. Ввиду того, что родственники поумирали, а молодежь разъехалась, вел все поиски своими своими силами. И это принесло результат, так как через некоторое время стали присылать письма и фотографии. Петру Моисеенко удалось установить 12 имен и засвидетельствовать их похоронками. Похоронка – главный документ, подтверждающий, что именно этот человек погиб на фронте.


36.


37.


38.


39.


40. Летная куртка.


41. В этих чашах земля, собранная в городах-героях


42. Отдельного внимания заслуживает стенд с оружием. В самом противотанковое ружье. Я спросил у Петра Леонтьевича, какая могла быть отдача от такого "ружья". Он мне привел пример, что отдачей обычной винтовки можно было выбить плечо или сломать челюсть. Чего уж говорить про это оружие...


43.


44.


45.


46.


47. А это стенд с современным оружием.


48. Думаю, что это лишь немногая часть наград, которых удостоился музей ОАО "Салют".


49. Стенд с новейшей историей.


50. Отдельно представлены фотографии с исторической реконструкции, которая проходила на набережной в июле 2014 года. Петр Моисеенко также принимал участие в этих реконструкциях.


51. Фото справа смотрится, как будто снято не "вчера", а именно в то время, когда все происходило.


52. 9 мая на Мехзаводе состоялся свой парад Победы. Хотя, слово "свой" тут вряд ли уместно. Парад в этот день был у всех один и не важно, где он проходил.


53. Эта фотография не из музея, а из Москвы, где я недавно был. Выхожу из метро на Тверской. Стою, пью кофе. Поднял голову, а надо мной висит вот такая памятная табличка. Тот самый дом, в котором жил один из героев нашего детства. Фотографию эту просил прислать ему Петр Леонтьевич. И, как оказалось, не просто так.


54. Вот это, наверное, одни из самых ценных экспонатов, которые однако не стоят на стендах, а хранятся у Моисеенко в кабинете. На картине, как вы понимаете, сам Маресьев...


55. А это книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" с автографом автора. Да, я забыл добавить, что и сам Петр Моисеенко автор 17 книг и может статься когда-нибудь и про него напишут книгу.


56. Напоследок добавлю, что 9 мая Петр Леонтьевич был одним из тех миллионов человек, кто принял участие в грандиозной акции "Бессмертный полк", которая прошла по всей России. Парад "Бессмертный полк" посвящен той работе, которая была проделана Петром Леонтьевичем на установление имен погибших. Тех, кто ковал победу.


В настоящее время предприятие продолжает постоянно изготавливать детали бронезащиты для самолетов и вертолетов по заказу Минобороны. «Салют» специализируется на механической обработке и сварке металлов, а также механосборочных работах, имеет все виды производств, характерные для крупного машиностроительного завода.
Илья, на фото 42 не авиационные пушки, а противотанковые ружья. Исправь, а то как-то глаз режет.
При том, что на 43 фото прям табличка висит, что это противотанковое ружье ;0)))

Edited at 2015-05-16 02:04 am (UTC)
Там просто табличка от пушки осталась, а я не всматривался
8. Под стандами расположена незамысловатая утварь того времени.
Алюминиевая гусятница поздняя, 60-е - 70-е годы.

15. Справа одна из плит брони фонаря кабины самолета. Рядом корпуса реактивных снарядов, которые выпускали по самолетам с земли.
На табличке указаны типы снарядов - РС-82 и РС-132. Это советские реактивные снаряды. Они могли подвешиваться под крылья к Ил-2. Как раз в табличке об этом и сказано.
А "с земли" по Ил-2 били либо 20-мм немецкие "Эрликоны", либо, скорее всего, 88-мм "Флаки". Впрочем, в любом случае собрать осколки от этих снарядов можно, а вот идентифмицировать принадлежность этих осколков - нет, ибо осколки эти мелкие.

42. Отдельного внимания заслуживает стенд с оружием. В самом низу авиационная пушка. И наверху тоже. Я спросил у Петра Леонтьевича, какая могла быть отдача от такого "ружья". Он мне привел пример, что отдачей обычной винтовки можно было выбить плечо или сломать челюсть. Чего уж говорить про это оружие дальнего боя...
Ни одной авиапушки или пулемета на стенде нет.
Сверху вниз:
Противотанковое ружье Симонова;
Снайперская винтовка образца 1891/30 гг. с оптическим прицелом ПУ;
Два ППШ - с коробчатым и дисковым магазинами;
Противотанковое ружье Дегтярева ПТРД. Справа, под портретом Жукова - Пехотный пулемет Дегтярева ДП.

А музей интересный.
От пушки табличка на стенде висит. Видимо саму пушку сняли...
(Anonymous)
Пост зацепил. Все прочитав, возникло желание по глубже изучить вопрос связанный с оружием периода ВОВ. Интересна история наших самарских предприятий и людей.
Илья, не подскажите, в музей человеку с улице попасть можно?
Ну она там вроде экскурсии какие-то устраивают, так что, наверное, можно
(Anonymous)
Спасибо за репортаж! А то всякие злопыхатели говорят, мол, 9 мая прошло и все забыли про юбилей Победы. Пожалуйста, читайте.....
Недаром этому самолету у нас в Самаре памятник стоит