Fox

"Кисельные" берега. Часть 2

Свой пост про конторы, которые занимаются берегоукреплением, я писал еще до того, как в Самарской области наступил пик половодья. И то, глядя на подступающую воду, многие сомневаются, что это пик, а не середина.
В прошлый раз я подробно рассказывал о том, как контора депутата губдумы Алексея Чигенева ЗАО "Волгоспецстрой" взялась делать дамбу в поселке Шмидта (Запанской). На снимке, сделанном несколькими днями раньше вы можете видеть, как вешние воды буквально съели "берегоукрепительное сооружение". Я, кстати, не исключаю, что несколько лет спустя от этой насыпи может вообще ничего не остаться.



После смены власти в регионе в 2012 году Чигенев и его «Волгоспецстрой» остались не у дел. Нет, депутат конечно же пытался всеми силами пролоббировать выгодные для себя темы. Одной из таких было, например, строительство стадиона к ЧМ-2018 на стрелке реки Волга и Самара. При чем тут Чигенев, спросит кто-то. Ответ прост: для того, чтобы в этом месте что-то строить, нужно было поднять уровень метра на 2-3. Представляете, сколько можно было насыпать туда земли, ну, или мусора, да еще и заработать на этом! Мечты рухнули после того, как стадион решили строить в Радиоцентре. Там засыпать ничего не надо было.
«Волгоспецстрой» пытался влезть и в тему берегоукрепления в пос. Южный Красноглниского района. Однако контракт достался ООО «Больверк» Сергея Шипицина. С приходом нового губернатора дела у Шипицина и вовсе пошли в гору. Об этом может свидетельствовать хотя бы тот факт, что в 2013 году компания заключила 7 госконтрактов на сумму 1,146 миллиарда рублей.


В качестве примера вот фото набережной, которую сделал «Больверк» на Красной Глинке

(фото с сайта fotodroid.ru)

Сравните эту работу с той, что сделало «Волгоспецстрой» в поселке Шмидта.


Можно сделать вывод, что компания Шипицина отнеслась к своей работе довольно добросовестно. Вот только добросовестность эта «Больверку» не очень помогла. Как вы понимаете, невозможно существовать за счет одних только берегоукрепительных работ. В 2015 году другая компания Шипицина ООО «ТрансСервис» попыталась поучаствовать в аукционе по определению подрядчика на реконструкцию автодороги от поселка Волжский в аэропорт «Курумоч».
Кроме «ТрансСервиса» в аукционе участвовала и другая организация – некое ООО «С.И.Т.И.», возглавляемое Сергеем Рейнюком. «С.И.Т.И.», предложившее выполнить работы за 2,317 миллиарда рублей неожиданно оказалось победителем аукциона. И это при том, что Шипицин предложил цену на 313 миллионов дешевле. Да и вообще, каким образом компания, в портфеле которой всего один госконтракт на достройку станции метро «Алабинская», вдруг стала таким крутым профессионалом в строительных отраслях? Это есть свои объяснения.
Шипицин попытался оспорить итоги дорожного аукциона через УФАС, но внезапно… отозвал свои претензии. Ряд источников в сети сделали предположение, что Шипицину просто «прочистили мозги» и рекомендовали не лезть в эту тему. Куда там Шипицину, если даже один из местных фаворитов строительной сферы Вячеслав Сонин со своим «Волгатрансстроем» не смог тягаться с ООО «С.И.Т.И.».
Вот что говорится о самой компании в открытых источниках:
ООО «С.И.Т.И.», ИНН 6311109788, зарегистрировано и поставлено на учет 24 сентября 2008 года в инспекции ФНС по Железнодорожному району г. Самары. Учредителем и директором является Рейнюк Сергей Евгеньевич. 27 декабря 2013 года, в связи со сменой юридического адреса, ООО «С.И.Т.И.» поставлено на учет в инспекции ФНС по Октябрьскому районы г. Самары».



На момент создания компании ее уставной капитал составлял 10 тысяч рублей. Вот как, скажите, организация больше похожая на фирму-однодневку может участвовать в серьезных аукционах? Оказалось, что еще как может. Например, выиграв подряд на 824 миллиона рублей на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Проектирование и строительство метрополитена в г.о. Самара». Но выиграла компания этот тендер при довольно странных обстоятельствах. До апреля 2014 года владельцем «С.И.Т.И.» являлся Сергей Рейнюк. В апреле 32,9% в ООО «С.И.Т.И.» стало принадлежать ООО «Инвестиционная компания «ВТС» Вячеслава Сонина, а уставной капитал фирмы Рейнюка вдруг с 10 тысяч увеличился до 15 миллионов рублей. Вопрос: за что отдал деньги Вячеслав Сонин? Скорее всего, ему сделали предложение, от которого он просто не смог отказаться. Этакое завуалированное вымогательство путем выкупа долей в компании и разрешении на достройку злополучной станции метро, которую не могли открыть на протяжении нескольких лет. Сонин и Рейнюк публично заявляли, что дескать у их компаний давние партнерские отношения. Да и вообще Рейнюк, якобы, раньше трудился в компаниях Сонина. Вот только отыскать какие либо официальные следы пребывания Рейнюка в «Волгатрансстрое» еще никому не удалось, да и вряд ли удастся.

ООО «С.И.Т.И.» по всем признакам использует старую, но проверенную технологию, выигрывая крупный подряд, а затем попросту продавая его другой фирме – субподрядчику. Полученная разница в суммах делится между определенной группой лиц. К примеру, в 2015 году Счетная палата Самарской области установила тот факт, что ООО «С.И.Т.И.» только по одному конкурсу превысила сумму более чем на 30%. Фирма Рейнюка выигрывала конкурс, который затем передавала подрядчику, а тот в свою очередь отдавал контракт субподрядчику. Можно, конечно, привести в пример еще и то, что у подобной компании как минимум должен иметься автопарк техники для выполнения необходимых работ. Но, как оказалось, у ООО «С.И.Т.И.» даже пары ржавых тракторов не отыщется. А зачем? Работать-то все равно другим придется.
И вот при всем при этом фирма рассчитывает на серьезные контракты по программе берегоукрепления, распланированной аж до 2020 года. Но это если деньги в федеральном бюджете найдутся. А то, что они найдутся, в этом можно не сомневаться. Не зря же в Госдуме начались движения по теме отъема берегов у населения и организаций.



Кстати, возвращаясь к упоминающейся выше фирме депутата Алексея Чигинева… С вероятностью до 99% можно полагать, что данному персонажу из бюджета не только на берегоукрепление, но и на другие строительные работы вряд ли перепадет хоть копейка. Причина весьма веская. В конце марта по всем информационным сайтам разлетелась информация о том, что в Тольятти произошло обрушение лестницы на набережной. Лестницу возводила фирма «Волгоспецстрой» за 2 миллиарда рублей. Думаете, Чигеневу после этого что-то еще доверят строить? Я полагаю, что вряд ли.

Из не очень крупных, ну или тех, что не на слуху  компаний, которые на гигантские подряды не очень-то и рассчитывают, но причисляют себя к «добропорядочным», можно отметить некое ООО «ДСК-Аскор». Если верить юридическому профилю компании, то находится она в Самаре, но регистрировалась почему-то в Краснодарском крае. На сайте компании присутствует даже галерея фотографий работ, выполненных в Краснодарском крае и не только там. Любопытно не это, а то, что ранее компания называлась ООО "Реконструкция-СВ", что можно проследить по профилю. И это не первая смена наименования фирмы, занимающейся берегоукрепительными работами. У ООО «Реконструкция-СВ» в качестве адреса местонахождения указан г. Самара, ул. Некрасовская 78 и номер телефона с электронным адресом. Вот только странно, что то же самое местонахождение, а также телефон и емэйл указан в профиле некоего ООО «Гидротехстрой». Про «Гидротехстрой» говорится следующее: «Наша компания реализует проекты по проектированию и строительству берегоукрепительных сооружений различного уровня сложности с применением габионов в Самарской области и в других регионах».
Если обратить внимание на дату, когда компания была зарегистрирована в Самаре, то можно увидеть – сентябрь 2014 года. А копнув еще глубже, обнаруживаем, что осенью того же года в Астрахани было возбуждено уголовное дело в отношении бывшего начальника Астраханского района гидротехнических сооружений и судоходства – филиала ФБУ «Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства». К начальнику обратились представители ОАО «Судостроительный завод «Красные Баррикады» по вопросу проведения дноуглубительных работ на акватории завода. А начальник и предложил им заключить контракт с фирмой, в которой учредителем  являлась его дочь. Фирма называлась ООО «Гидротехстрой»… Так что нельзя сбрасывать со счетов вариант, при котором скандальное ООО «Гидротехстрой» путем смены мест регистрации, директоров и учредителей превратилось в презентабельное с виду «ДСК-Аскор». Во только люди, скорее всего, остались те же.

Еще одна фирма, занимающаяся берегоукрепительными работами, это ООО «Феникс». В списке компании удалось найти 17 регионов присутствия и 13 городов. В Самарской области, к примеру, среди выполненных работ «Феникса» по берегоукреплению значатся г. Новокуйбышевск, поселок Волжский, поселок Лагуна, поселок Царевщина, ну и ряд других объектов. Можно с уверенностью предположить, что и «Феникс» не откажется от участия в торгах по берегоукреплению. Вот только вопрос – выиграет ли? Пример с ООО «С.И.Т.И.» наглядно доказал здравые сомнения. Да и печальный опыт Шипицина, отскочившего с претензиями и оставшегося с тощим портфелем заказов, лишнее тому подтверждение.


фото с сайта glavbereg.ru

Едва ли не все относительно крупные, ну или позиционирующие себя таковыми, компании в области так или иначе замешаны в тех или иных скандалах, что ставит под сомнение возможность дальнейшего участия в дальнейшем дележе бюджетного пирога. Впрочем, учредители таких компаний далеко не дураки и пытаются шифроваться, меняя директоров, учредителей, формы собственности… Но следы все равно остаются. Взять, к примеру, ООО «ГИДРОСПЕЦСЕРВИС», у которого основным видом работ указывалось «Строительство водных сооружений». Почему указывалось? Потому, что в настоящее время компания числится, как ликвидированная. Кстати, несмотря на солидное, как положено, наименование уставной капитал у фирмы был всего-то 10 тысяч рублей. Директором ООО значится Дмитрий Николаев, но он, по нашей информации, выступал всего лишь ликвидатором конторы, которая свое отработала. А вот реальным директором «Гидроспецсервиса» был Роман Серый. Что интересно, фамилия Серого в последнее время упоминалась в качестве руководителя ООО «АрсеналСтрой». Данная фирма тоже пыталась работать на ниве строительных и берегоукрепительных работ, но как именно она работала видно из картотеки арбитражных дел. Так, осенью 2014 года ООО "ЕвроГеоПроект" подал иск к ООО "АрсеналСтрой" на сумму порядка 2 миллионов рублей. Из материалов дела следует, что фирма Серого взяла деньги на разработку проектно-сметной документации для берегоукрепления реки Пестравочка, но даже эту бумажную работу выполнить не смогла. Скорее всего, посредники подвели. О том, что «АрсеналСтрой» вряд ли сам собирался делать эту работу, а отдать ее на аустсорсинг можно было и раньше догадаться, если внимательно изучить профиль компании. Просто кому-то лень было это делать. Зато Роман Серый после неудачных попыток закрепиться на «гидротехническом» поле стал заниматься тем, что у него, судя по всему, получается лучше – возглавил контору, занимающуюся финансовым посредничеством.


фото с сайта dorinfo.ru

Не исключен приход в область и других игроков, специализирующихся на теме берегоукрепления. Среди таковых называют ООО "НПП "ЭкоГидроТехнологии". То, что компания находится в Санкт-Петербурге еще ни о чем не говорит. Например, если верить официальному сайту, компания провела более 400 дноуглубительных, берегоукрепительных, экологических и гидротехнических работ различного уровня сложности. А география работ постоянно расширяется. Сначала Санкт-Петербург, потом Москва, ну и далее Воронежская, Липецкая, Ростовская и Волгоградская области. То, что расширение географии идет на юго-восток, может говорить о том, что такими темпами НПП скоро обозначит свое присутствие и в Самарском регионе. Тем более, что тендеры заявлены уж больно «вкусные». Интересно, что в числе регионов присутствия компании Самара имеется, однако заказчики работ не указаны. Вероятно, что они могут появиться в скором времени. Либо же компания пока исполняет не столь масштабные заказы, как в других областях.

То, что вокруг берегоукрепления постоянно будут идти битвы между теми или иными компаниями, подтверждает наличие пояснительной записки к документу «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 – 2020 годах».
Как следует из документа, только на 2016 год запланировано несколько мероприятий, а именно:
разработка проектно-сметной документации и проведение работ по берегоукреплению реки Пестравочка в селе Пестравка; разработка проектно-сметной документации и проведение работ по берегоукреплению реки Уса в с. Малячкино муниципального района Шигонский; корректировка проектной документации и проведение работ по берегоукреплению Саратовского водохранилища в с. Екатериновка муниципального района Приволжский. Сколько это в деньгах, в документе не сказано. Зато есть цифры в погонных метрах – 2850. Но это по трем объектам. Гораздо интереснее цифры на 2017 год – 5525 погонных метров, из которых 2550 предусмотрено «намыть» по программе «Берегоукрепление Саратовского водохранилища в районе жилого массива Гранный г. Новокуйбышевска». Скорее всего, документ, о котором идет речь, был немного скорректирован. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что еще в прошлом году анонсировали аукцион на выполнение данных работ, а потом неожиданно сняли его. Естественно, что когда вновь будут объявлены торги, стоит ожидать очередной битвы между компаниями, готовыми побороться за 750 миллионов рублей. Кто в итоге может выиграть этот тендер, я предсказывать не берусь.
Учитывая, что в этом году Гранный подтопило весьма капитально, думаю, что в тему освоения средств в сфере строительства защитных сооружений впишутся немало компаний. Другим фирмам, которые укрепили в одном месте, но упустили в другом, придется пересмотреть свой подход к работе. В противном случае под угрозой окажется масса девелоперских проектов, как уже законченных, так и тех, которые пока еще на стадии реализации. Тем более, что картину подтоплений по Самаре и окрестностям многие уже сложили в голове благодаря сводкам МЧС и репортажам с мест.

Один из моих репортажей о половодье можете почитать здесь




Продолжение следует

Не знаю с чем связано, но у Больверка дела в регионе все хуже, мне кажется не осталось вообще объектов. Может быть в этом году что-то появилось. Был на многих их объектах, качество сразу видно.
Да, Шипицин сделал прилично. Думаю, что после этого наводнения тема попрет. Тем более тут сразу несколько факторов друг на друга наложилось
По информации Картотеки арбитражных дел, С.И.Т.И. судится с ВТС. Если они взаимосвязаны - смысл?
Там заморочек куча. По этой тяжбе впору хоть отдельный материал писать...