Илья Круговой (krugovoy) wrote,
Илья Круговой
krugovoy

Вы были в Челно-Вершинах? Если нет, то зря...

Недавно выяснил, что в некоторых, если не многих, районах Самарской области может найтись что-то поинтересней, чем за границей.
Понятно, что у нас нет джунглей с обезъянами, слонов и водопадов. Хотя, почему нет. Оказалось, что водопад есть недалеко от села Челно-Вершины, где мне с коллегами по журналистскому цеху довелось побывать в минувшие выходные. Да, это, конечно, не Ниагара, но тем не менее полноценный водопад. Хоть маленький, но свой!
Кстати, как выяснилось, именно в Челно-Вершинах я ни разу не был. Мне вообще казалось, что смотреть там особо не на что. Село - оно и есть село. Как и множество других сел нашей области. А на самом деле любое село - это место со своим неповторимым колоритом, своими народностями и местами, в которые не стыдно привезти даже избалованную заграничную публику. Тем более многим искушенным путешественникам хочется чего-нибудь эдакого, чего не увидишь в Азии, Африке и уж тем более в Европе.
Я так понимаю, что сейчас многие нацелены на то, чтобы сделать область притягательной для туризма. Но для этого придется поработать. К тому же надо как-то решить вопрос доставки туристов в отдаленные, но интересные точки на карте области. Это нам хорошо: вышли из дома, доехали поутру до точки сбора, загрузились в автобус и через три часа уже на месте. А для кого-то такие поездки могут быть утомительными, но они того стоят, уж поверьте.

В Челно-Вершины мы приехали, когда на часах еще не было десяти и сразу же отправились в конно-спортивную школу "Кентавр". Я один  догадался прихватить из дома морковки и тут же стал лучшим другом для всех лошадей.
chelno-vershinskii-rayon (1 of 132).JPG

Лошади ту не просто трудовая скотина, а друзья или даже спортивные тренажеры. Надеюсь, сами лошади простят мне такое сравнение. Видите на фото наездниц? Местный водитель, работающий в администрации, обратил мое внимание, что спортсменки - сплошь девушки. Говорит, что местным парням это неинтересно.
- А что интересно? - спрашиваю
- Пиво пить, да тусоваться, - ответил мне собеседник.
Довольно странно, что молодежь мужского пола не проявляет интереса к конному спорту. Вот и получается, как у Некрасова, что остановить коней на скаку тут могут только женщины.

Мы приехали в село в тот день, когда здесь проводились ежегодные соревнования на Кубок главы района Валерия Князькина. О самих соревнованиях я написал на своем сайте.
chelno-vershinskii-rayon (3 of 132).JPG

Пока кто-то скакал через препятствия, сельчанки помоложе катались на пони по прозвищу Клеопатра. Клеопатра мусолила удила и вообще ей было жарко.
chelno-vershinskii-rayon (8 of 132).JPG

Вторй точкой нашего пути была площадка возле ипподрома, где проходил праздник Русская березка. Я так понял, он проводится ежегодно и посвящен окончанию весенне-полевых работ. Короче, два в одном - и День защиты детей и Русская березка. Мне почему-то казалось, что в Челно-Вершинах кроме русских преимущественно проживают еще татары, ну и все. Ошибся. При входе на площадку меня встретила гурьба веселых чувашских бабушек.
chelno-vershinskii-rayon (31 of 132).JPG

Они даже переругивались по-чувашски и пели тоже :)
chelno-vershinskii-rayon (32 of 132).JPG

Главный праздник проходил здесь. Это время еще и 12 нет и народу не очень много. Представляю, что здесь творилось ближе к вечеру, когда спала жара.
chelno-vershinskii-rayon (39 of 132).JPG

Национальность этих суровых тетушек я не уточнил. Скорее всего мордва
chelno-vershinskii-rayon (37 of 132).JPG

А это сам глава района Валерий Князькин
chelno-vershinskii-rayon (36 of 132).JPG

Это Челно-Вершинский ипподром, на котором проходили забеги, но мы их не застали
chelno-vershinskii-rayon (42 of 132).JPG

Видите, какое горомное и ровное поле?
chelno-vershinskii-rayon (41 of 132).JPG

Мне сказали, что раньше здесь был аэродром. А теперь ипподром.Перед отъездом из села было что-то вроде подведения итогов нашей поездки. Представители сферы туризма и чиновники обдумывали варианты привлечения туристов в район. Я предложил Князькину развивать именно направлении конных спортивных соревнований. Если сделать хороший ипподром с трибунами и инфраструктурой, организовать для начала соревнования межрегионального и российского уровня, то потом можно выходить и на международные соревнования. Тем более, что у нас в регионе практически все ипподромы благополучно похоронили, а публики они собирали нередко даже больше, чем крупные футбольные матчи. Если заинтересовать для начала чиновников, а потом и владельцев бизнеса, которые далают деньги на ставках, то может и попрет. В целом Валерию Князькину моя идея понравилась и он даже задумался над чем-то своим. Главное, не пускать дело на самотек, а для начала хотя бы проект нарисовать и определиться с инвестициями.
chelno-vershinskii-rayon (40 of 132).JPG

Перед тем, как переместиться на другую точку я еще немного походил  по поляне. Да, чуть не забыл. Одна из главных особенностей в любых селах, это гостеприимство. А посему в таких поездках смотрите, чтобы не лопнуть :) И осторожнее с русской кухней, ибо если там хорошо поедите, то на кухню других народов у вас может и сил не остаться. А селяне обидятся.
chelno-vershinskii-rayon (48 of 132).JPG

Здесь про сельские музеи, побывать в которых мы, увы, не успели, но кое-что было представлено в шатрах
chelno-vershinskii-rayon (47 of 132).JPG

Здесь я так понял предметы, найденные при раскопках или работах в сельской местности
chelno-vershinskii-rayon (45 of 132).JPG

Как вам пейзанки?))
chelno-vershinskii-rayon (46 of 132).JPG

И вот еще... Правда, темные очки немного портят национальный колорит
chelno-vershinskii-rayon (43 of 132).JPG

С поляны мы переместились в военно-патриотический городок, где как в пионерлагере живут подростки. Правда, пионерией тут не пахнет и все гораздо тяжелее
chelno-vershinskii-rayon (56 of 132).JPG

Суровая охрана лагеря
chelno-vershinskii-rayon (52 of 132).JPG

Во дворе стоят разные наглядные пособия
chelno-vershinskii-rayon (80 of 132).JPG

Лазерное оружие. На "врага" устанавливается датчик и в случае попадания сигнализирует о ранении или полном выведении из строя
chelno-vershinskii-rayon (72 of 132).JPG

Блиндажи с окопами
chelno-vershinskii-rayon (71 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (70 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (68 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (67 of 132).JPG

С виду обычный БРДМ. Вот только весь его корпус сварен вручную местными умельцами
chelno-vershinskii-rayon (62 of 132).JPG

А внутри - УАЗик! И все это работает, движется и даже принимает участие в военных парадах
chelno-vershinskii-rayon (63 of 132).JPG

Интернет и телефон тут не ловит, так что позвонить можно только из спецбудки
chelno-vershinskii-rayon (60 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (59 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (58 of 132).JPG

Вот такие пейзажи в Челно-Вершинах
chelno-vershinskii-rayon (113 of 132).JPG

Только синь сосет глаза...
chelno-vershinskii-rayon (112 of 132).JPG

Есть в Челно-Вершинах свой исторический артефакт - чудом сохранившийся памятник истории и даже архитектуры конца 19 начала 20 века. Это мельница купца Маркова, чье имение крестьяне разграбили и сломали в 1905 году.
chelno-vershinskii-rayon (102 of 132).JPG

Саму мельницу не только сохранили, но и внешне привели в порядок
chelno-vershinskii-rayon (103 of 132).JPG

А вот от спиртзавода остались даже не руины, а кучки камней. Как мне рассказали, во время бунта местные бабы слили в местную реку 15 (!) тонн спирта. А мужики стояли и смотрели на этот жуткий вандализм, ломая шапки и сглатывая слюни
chelno-vershinskii-rayon (101 of 132).JPG

Мельница с некоторых пор стала своеобразным домом-музеем, в котором предметы дореволюционного обихода соседствуют с символами революции
chelno-vershinskii-rayon (94 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (93 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (91 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (87 of 132).JPG

В подвал я спускаться не стал. Там холодно. И, наверное, шастают жирные мыши. Или кто там в Челно-Вершинах обитает.

Мельник с пейзанкой
chelno-vershinskii-rayon (95 of 132).JPG

За чаем были предложения, к примеру, селить на мельнице детей, приезжающих из города или еще откуда. Но эту идею отмели. Во-первых, жить тут, скажем так, не очень-то комфортно. А во-вторых, дети могут устроить бедлам и поломать какой-нибудь антиквариат. Более здравым было предложение организовать что-то типа усадьбы из нескольких изб в традиционных стилях мордвы, татар и чувашей. И вот в таких избах и селить детей. Пусть приобщаются к культуре и ближе знакомятся с национальным видом. У меня есть знакомые, которые в Таиланде неделю жили в деревне у тайцев. И быт посмотрели и на ананасовых полях повкалывали. Но Таиланд далеко, а Челно-Вершины почти под рукой. Вот только зимой тут скорее всего не до туристических развлечений.

Коллективное фото перед отъездом
chelno-vershinskii-rayon (107 of 132).JPG

Уже по дороге из села мы заехали на тот самый водопад, про который я говорил в самом начале
chelno-vershinskii-rayon (121 of 132).JPG

Из этого озера через маленькую плотину вода стекает с пятиметровой высоты. Я пошутил, что судя по плотине бобры тут мастеровитые. Зам главы района Алексей Белов сказал мне, что тут бобров, слава Богу, не имеется. А вот ниже по реке завелись и бедокурят, перегораживая водный путь и мешая сплавщикам.
chelno-vershinskii-rayon (122 of 132).JPG

Сам водопад
chelno-vershinskii-rayon (126 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (118 of 132).JPG

chelno-vershinskii-rayon (116 of 132).JPG

Карта достопримечательностей Челно-Вершинского района, которая висит на стене внутри мельницы. Я так понял, что это далеко не все интересные точки
chelno-vershinskii-rayon (89 of 132).JPG

Скорее всего я еще раз приеду в Челно-Вершины, но уже ближе к осени, когда там будет открываться ФОК "Колос". О том, кто и как его строит я так же писал на сайте. Уехали мы из Челно-Вершин, не осмотрев, наверное, даже одной десятой всех достопримечательностей, которые тут есть. Думаю, что там и в райцентре много чего интересного, но учитывая, что мы были ограничены во времени, так и не удалось по городу прогуляться. Спасибо Алексею Николаевичу Белову, который выделил мне автомобиль с водителем, чтобы я съездил на ревизию строящегося спортобъекта.

Напоследок я хотел бы дать совет, как организаторам таких акций, так и принимающей стороне. В такие поездки не просто хорошо бы, а категорически рекомендовано брать профильных блогеров, не ограничиваясь "официальными" СМИ, которые в лучшем случае напишут полполосы в духе "вести с полей" и поставят 1-2 фотографии. По крайней мере представители болгосферы не скованы официальными рамками, не ограничены во времени и объемах и не сделают телесюжет, который растворится в эфире после просмотра сотней-другой пенсионеров, которым не до туризма по самарским весям. Ну и, понятное дело, независимые граждане скорее укажут на какие-то недочеты, а не будут говорить из вежливости, как все хорошо и замечательно. Впрочем, мне, как человеку независимому, в Челно-Вершинах все понравилось. Видимо для того, чтобы имелся повод для какой-то объективной критики и выявления недочетов, здесь надо пожить пару дней, а лучше неделю.

Tags: ипподром, села самарской области, сельская архитектура, сельский туризм, челно-вершины

promo krugovoy february 13, 2018 00:15 1
Пожалуй, самый большой кайф от путешествий, это не только само путешествие, но и предвкушение его. А именно – планирование. Я далеко не спец по сложным маршрутам, но даже в границах одной страны это уже дает тебе ощущение невероятной самостоятельности и самоуверенности. Все начинается с…